Живописный мир Рашида Гилазова.
За тридцать с лишним лет самостоятельной творческой деятельности санкт-петербургского художника Рашида Гилазова его имя стало широко известно в нашей стране и за рубежом. Автор более трех тысяч живописных произведений, он отличается творческой активностью и ярким индивидуальным лицом в искусстве. Художник сумел создать свой живописный стиль, который делает узнаваемыми его полотна, находящиеся в музеях, в частных коллекциях России, Татарстана и за рубежом.
Мир образов Р. Гилазова, созданный в портретах, натюрмортах, пейзажах, интерьерах, в монументальных росписях, — это мир светлый, жизнеутверждающий, мир высокой духовности, незабываемый по яркости впечатлений. И действительно, как не могут быть серыми восторг и радость, так не передать в живописи трепет, красоту жизни без яркой и звучной палитры. Полотна художника, то романтические и напряженные в цвете, то мягко и тонко сгармонированные, объединены одной радостной интонацией. Рашида Гилазова отличает такая творческая энергия и такой заряд активности, что это постоянно проявляется в звучном колорите и в эмоциональной наполненности его холстов, в самом движении кисти живописца.
«Движение кисти — это движение души», — писал руководитель персональной мастерской, где учился Гилазов, профессор Е. Е. Моисеенко. По мнению этого мастера живописи, артистизм Веласкеса, Рембрандта, Эль Греко, который до сих пор поражает и которым мы любуемся и восхищаемся, является загадкой, так же как и сотворенный ими образный мир.
Полотна Р. Гилазова пронизывает острое чувство торжества бытия, как в небольшом этюде, так и в любом пейзаже, картине, портрете, натюрморте. Все, что он пишет, рисует в городе на Неве, в Татарстане, в дальних и ближних поездках, проникнуто единством мироощущения, ясностью и подлинностью чувств. Человеческая и художническая цельность в нем, как дар Божий, от рождения, от природы, из детства и той среды, в которой он сформировался.
«Художник — это тот, в ком живы народные корни, питавшие его. Важно то, что он скажет, что поведает миру о людях; какие чувства передаст, какими интонациями затронет душу зрителя», — говорил Е. Е. Моисеенко.
Этапным и судьбоносным моментом в творческой жизни Гилазова была работа в Доме творчества «Горячий Ключ» в 1983 году. Возможно, именно тогда, в период создания пленэрных пейзажей, интерьеров, портретов, художник нашел свой стиль, свой индивидуальный почерк. Именно тогда Рашид Гилазов не только сделал выбор в развитии определенных жанров, но «освободился» от всего того, что тяготило его, сковывало, подавляло в опыте мировой живописи.
Живописная манера, в которой художник написал свои первые картины, серию северных пейзажей и произведения, созданные в Пушкинских Горах и в домах творчества, еще напоминает о той школе, которую он прошел ранее. Но он уже нашел свой неповторимый стиль, и со второй половины восьмидесятых годов работы живописца нельзя спутать ни с какими другими. В произведениях Рашида Гилазова преломлен и опыт, и традиции, и знание мировой живописи.
От своего великого педагога — Евсея Евсеевича Моисеенко — Рашид Гилазов уна-следовал главные качества, необходимые художнику: смелость поисков, экспериментов, желание непрерывного развития и совершенствования живописи. В работах Гилазова палитра постепенно высветляется, колорит становится более звучным, интенсивным, видение — более обобщенным.
Он создает серии пейзажей, портретов, натюрмортов в Ленинграде и Татарстане, а также картины и монументальные произведения в городах Набережные Челны, Заинск, Мамадыш, Бавлы, Уруссу.
В эти годы Рашид Гилазов активно работает в домах творчества «Академическая дача», «Паланга», «Гурзуф», «Горячий Ключ», создает пейзажи средней полосы России и Прибалтики. Но чем бы ни увлекался живописец, все его поиски находятся как бы за сценой. На холсте Рашида Гилазова всегда — итог труда, вдохновенное, возвышенное повествование о мире. Именно сила чувства, смелость живописи, энергия кисти и цвета привлекают зрителей и почитателей его таланта.
Девяностые годы в жизни Рашида Гилазова — это время творческой и выставочной деятельности, время путешествий по Европе и Татарстану.
Целые серии новых произведений показал Рашид Гилазов на отечественных и зарубежных выставках. Но главное — его работы приобрели свой неповторимый стиль, свою живописную интонацию, свой артистизм и колористический изыск. Теперь, различные по цвету, композиции и поставленным в них задачам, полотна художника стилистически связаны между собой, овеяны то лиризмом, то страстной романтической приподнятостью переживаний. В эти годы он возвращает миру накопленное: богатство впечатлений, пони-мание многоликости и хрупкости красоты жизни.
В этом Рашид созвучен выдающемуся художнику и педагогу Е. Е. Моисеенко, который определял работу над художественными произведениями следующим образом: «Что такое картина? Картина — это взгляд художника на мир, это его оценка события, уровень понимания событий, это, наконец, его уровень понимания искусства. Искусству всегда нужна опора на нечто подлинное и великое, потому что не все является новым, что сейчас модно, и не все, что модно, подлинно».
Искусство всегда развивается в пределах вечных тем. В творчестве каждого художника важно то, как он соотносит мир абсолютных ценностей с тем, что открывается ему в окружающей жизни: что он чувствует в каждом конкретном произведении и в какой форме может воплотить свой замысел.
Успех персональных выставок Рашида Гилазова свидетельствует о новых воплощениях, о творческой зрелости художника.
Первая персональная выставка Гилазова состоялась в 1983 году. Через пять лет он был принят в Ленинградское отделение Союза художников СССР. С этого времени усиливается интенсивность творческой жизни художника, участие в выставках самого разного ранга. Только за последние пять—семь лет он показал свыше пятисот новых произведений в Санкт-Петербургском Союзе художников, на российских и международных выставках (Франция, Германия, Испания), в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, в картинных галереях Набережных Челнов и Альметьевска.
Он создавал свои пейзажи, портреты во Франции (Париж, Экс, Марсель, Кассис, Онфлер, Прадель) и в других странах Европы; в Петербурге и его знаменитых предместьях, в средней полосе России, в Крыму, Поволжье, Прикамье, в Казани, Набережных Челнах и других городах Татарстана.
Разнообразны произведения Р. Гилазова, но в каждом из них — свои вехи жизни, свой смысл, своя душа. Вероятно, именно человечность, доступность чувств и образного языка привлекают к его полотнам зрителей.
Художник всегда пишет, отталкиваясь от нового импульса, впечатления. В его работах ощущаются стихия, порыв, желание рассказать о конкретном. Он находит в себе силы удивляться самому обыденному и незаметному. Как просто и звонко написан холст «Красный стол» (1988). В картине «На веранде» (1998) царят светлый колорит, легкость, воздушность, а в пейзаже «Вечерний звон» (1998), напротив, — звучные плотные тона.
И таких ошеломляюще точных образных характеристик в его творчестве множество. Совсем особый у Р. Гилазова Петербург: каналы, площади, Никольский собор, Нева, Финский залив; главное в этих пейзажах, увиденных так неожиданно ярко, — жизнь города и неба, их диалог, их соответствие. Рашид Гилазов, как романтик в живописи, любит изображать стихию: восходы и закаты солнца, морские берега…
Под солнцем жмутся друг к другу захолодевшие деревенские домишки или озаряется ярким светом мечеть «Марджани». Как глубоко созерцательны и серьезны образы, созданные художником: «Портрет матери» (1970), «Портрет Нуримана Ганиева» (1986), «Портрет Нурихана Фаттаха» (1999), «Портрет Амирхана Еники» (1999) и «Фанис Яруллин» (2001).
Люди на его холстах всегда разные: то серьезные и задумчивые, то радующиеся жизни, а то и скорбящие. Но во всех портретах живописца присутствуют точность и глубина характеристик. И вот в чем парадокс творчества художника: в пейзажах северной столицы, Прибалтики или Франции он проявляет свое, овеянное экзотикой Востока видение, тогда как, изображая Татарстан, окрашивает его сложным спектром ностальгических воспоминаний, и краски становятся порой сдержаннее и глуше.
С годами в его творчестве укрепляется позиция глубоко мыслящего художника: он осознанно берет свои темы и образы из окружающей жизни, будь то речушка, затерянная в зелени берегов, летящие по небу облака, красное солнце в пейзаже «Закат» или цветущий яблоневый сад в пейзаже «Старая яблоня».
Глядя на полотна Р. Гилазова, выполненные во Франции, мы не ассоциируем его живопись с манерой других авторов, а воспринимаем особенности собственного стиля художника. Его творческий метод, построенный на передаче яркого впечатления, чем-то созвучен импрессионизму или постимпрес-сионизму, но образы художника всегда наделены глубинным переживанием, дающим им жизнь во времени. Сильна и его связь с реалистической традицией: точен рисунок, выверена композиция, замысел связан с живописным решением холста.
Вот почему, сохраняя единство стиля и мироощущения, его работы имеют разную цветовую и содержательную тональность.
Эволюционирует и манера живописца: в портретах, интерьерах, натюрмортах, картинах она становится более декоративной и лаконичной. Произведения разных жанров вступают в творческий диалог и дополняют друг друга. Разнообразнее и строже решения многих полотен конца девяностых годов — начала нового века.
Рашид Гилазов продолжает дарить миру свои самобытные образы. Но теперь, когда к художнику пришла творческая зрелость, он щедро делится своими богатыми жизнен-ными наблюдениями.
Впереди широкие творческие горизонты. Вот почему Р. Гилазов так оптимистично и радостно воспринимает жизнь. Он не хочет упустить и дня из того, что отмерено ему творческой судьбой. И эта художническая активность наполняет его произведения особой силой и магнетизмом.